Понедельник, 30 Июль 2012 13:42

Орудия пыток первоклассников.

Автор 

Многие современные дети вообще почти не умеют писать – только печатать на компьютерной клавиатуре. А если и пишут, то какими-то жуткими печатными буквами. Они не видели даже перьевых чернильных авторучек. А простые перьевые и подавно.

И понятие не имеют, что такое чистописание. Им даже трудно объяснить, что такое «клякса» и «промокашка».

А нас, помнится, несколько первых месяцев учёбы в школе изводили этим чистописанием. И главными орудиями этой пытки были ручка, перо и чернильница.

До конца 1960-х в младших классах разрешалось писать (даже и не на чистописании) только простыми перьевыми ручками. Лишь начиная с 5 кл. разрешали пользоваться авторучками, тоже перьевыми, чернильными. Только в районе 1970г. стали разрешать пользоваться в 9-10 кл. шариковыми авторучками.

Ученическая ручка это была тонкая деревянная палочка с закреплённым на нём металлическим держателем в виде прорези, куда вставлялось перо. Перьев тогда было множество для разных целей (ими писали и взрослые, ими выводились чертежи в строительных и конструкторских бюро и проч.), но школьники младших классов обязаны были писать только знаменитым пером № 11. Оно было сделано из тонкого и хрупкого метала, о потому часто ломалось, оставляя те самые кляксы. Его приходилось менять, выпачкивая все руки в чернила. А потом приходилось брать этими выпачканными в чернила руками тетрадь или учебник. На них оставались следы с соответствующими последствиями.

Чернила брались из чернильницы (в неё надо было макать ручку после написания трёх-четырёх букв), который каждый носил с собой и устанавливал в специальное отверстие на парте. Чернильницы назвались «неразливайками», потому что имели своеобразную конструкцию, которая по замыслу должна была не допускать разлив чернил в случае её наклона. Но для того, чтобы эта конструкция более-менее успешно срабатывала, надо было чернил наливать немного, чтобы во время наклона они переливались в отведённую для них полость у отверстия. Носили чернильницы в специально шившихся для этой цели мешочках. Носить их надо было более-менее в вертикальном положении. Это не всегда удавалось. Особенно, когда приходилось отбиваться от обидчиков. Например, дёрнули тебя за косу, тогда ты этим мешочком с чернильницей, который ты держала за тесемочку, норовила огреть обидчика. В результате и ты, и он оказывались с ног до головы в чернилах…

Мои внуки ещё не ходят в школу. Но как-то своих внучатых племянников я заманила и попробовала дать им пописать сохранившимися у меня ученическими ручками. Они не осилили и трёх букв. Оставив обширные кляксы и все в чернилах, они чрез пару минут сдались… Тут я вспомнила, как уже в старших классах как многие в то время увлеклась поэзией и начала слагать свои собственные вирши. И почему-то решила, что если я начну писать настоящим гусиным пиром, на меня обязательно сойдёт вдохновение. Но тоже смогла очень коряво написать лишь пару слов и перо сломалось…

Каждому времени, как говориться своё…

Хотя, может быть, и стоило сохранить чистописание. Пусть в виде игры. Усидчивость развивает, сосредоточенность и «мелкую моторику», которая, как известно, способствует общему умственному развитию.

Да и культурные традиции… Вот в Японии. Уж какая высокотехнологичная страна – традицию написания иероглифов кисточкой и тушью бережно сохраняют.

Может и нам сохранять традицию перьевого письма?

Светлана П.

 

Город  для людей

Последнее от Светлана П.

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Пляжный катерок. Арифмометр. »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Вход/Регистрация

Комментарии доступны только зарегистрированным посетителям сайта!

Баннер
Баннер
Баннер
||>:   Главная